Психологи полагают, что лидерский потенциал примерно на 70% формируется биологическими факторами (генетикой и физиологическими особенностями), а оставшиеся 30% определяются внешними обстоятельствами и жизненным опытом. Процесс становления лидера начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. Решающую роль в нем играет влияние родителей, педагогов и наставников. Каждое значимое событие и взаимодействие с окружением вносит свой вклад в формирование набора лидерских качеств.
Здесь важно отметить, что даже при наличии врожденных предпосылок для лидерства, их реализация всегда зависят от условий среды человека и его целенаправленной работы над собой. Если двоечники и бунтари, о которых мы говорили ранее в статье, не найдут правильного применения своим способностям, то они рискуют стать вовсе не вдохновляющими лидерами, а деструктивными личностями или тиранами. И наоборот, человек, которому кажется, что у него нет «харизмы лидера», может методично тренировать и развивать в себе лидерские качества. Билл Гейтс в юности был застенчивым и необщительным парнем с прозвищем «Ботаник», но он развивал навыки ораторского искусства, и теперь его выступления собирают сотни людей.
Что вы можете сделать уже сегодня, чтобы стать чуть ближе к роли лидера.
- Повышайте уровень ответственности. Берите инициативу в свои руки и не ждите указаний – предлагайте решения первыми. В случае ошибки не перекладывайте вину на других. Вместо «это не я» говорите «я разберусь». Всегда выполняйте обещания (даже если они кажутся мелочью), ведь надежность человека – это основа доверия.
- Развивайте эмоциональный интеллект. Попробуйте сначала научиться анализировать свои собственные эмоции – какие ситуации вызывают раздражение, радость или тревогу, и как вы на них реагируете. При стрессе старайтесь сделать паузу, чтобы выбрать осмысленный ответ вместо импульсивной вспышки и сохранить самообладание. Это качество необходимо для построения доверительных и открытых отношений с людьми и вне рабочего пространства.
Когда вы научитесь понимать свои эмоции и чувства, вы сможете лучше видеть и анализировать настроения других.
- Прокачайте коммуникативные навыки. Начните с активного слушания – это умение слышать, а не просто ждать своей очереди говорить. Главное правило: говорите в два раза меньше, чем слушаете. Пока собеседник излагает мысли, полностью сфокусируйтесь на нем – поддерживайте зрительный контакт, кивайте, используйте короткие реплики: «понимаю», «да, это интересно», чтобы показать вовлеченность. Не перебивайте, но в паузах уточняйте детали вопросами: «Ты имеешь в виду, что...?», «Правильно ли я понял, что главная мысль...?» и т.п. Это не только исключит недопонимание, но и даст собеседнику ощущение, что его слова действительно важны для вас, и в дальнейшем он скорее всего сам придет к вам за советом.
Также тренируйте собственную речь и научитесь понятно излагать мысли: говорите прямо, выделяйте главное и избегайте ненужных подробностей.
- Учитесь вдохновлять. Расхожая фраза «Доброе слово и кошке приятно» в данном случае работает на все 100% – искренняя похвала и поддержка творят чудеса и иногда мотивируют лучше любых материальных наград. Согласитесь, когда окружающие замечают ваши успехи,– это мгновенно поднимает настроение, придает энергии и дела двигаются в гору гораздо быстрее. Но настоящий лидер идет дальше – он не просто хвалит, а показывает сотрудникам ценность их работы, и как их усилия меняют ситуацию к лучшему. Людям важно чувствовать себя нужными и быть важной частью процесса.
Например, сотрудник придумал новый способ решения рутинной рабочей задачи. Не говорите ему: «Хорошо, спасибо, вот тебе новое задание». Скажите: «Отлично! Раньше это занимало 3 дня, а сейчас всего 3 часа – это твоя заслуга, молодец». - Делегируйте. Обдумайте и выберите задачи, которые другие могут выполнить лучше вас. При этом ставьте ясные цели, давайте свободу в методах, принимайте ошибки как часть обучения и фокусируйтесь на развитии команды, а не на микроменеджменте. Так вы покажете сотрудникам свое доверие и подтолкнете их к самостоятельности.
А еще
– все время учитесь у лучших. Наблюдайте за действиями успешных лидеров, изучайте их биографии, анализируйте стратегии и адаптируйте проверенные подходы к рабочим процессам в вашей компании.