• /
  • /

Методика SMART:
что это такое и как ее использовать в Битрикс24

Разбираемся, в чем суть популярной методики и как с ее помощью достигать поставленных целей
Без четко намеченных целей сложно добиться желаемых результатов. Это как стрелять по мишеням в темноте. Куда-то наверняка попадете, но туда ли, куда хотели?

Чтобы не промахнуться, а действительно попасть в яблочко, цель должна быть ясной, однозначной и с конкретными сроками. И тут на помощь приходит методика SMART, которую часто используют в менеджменте для управления командой.

Что такое SMART

SMART – это способ постановки целей, который помогает превратить абстрактную цель в конкретную, понятную и достижимую.

Методика зародилась еще в середине прошлого столетия. Принято считать, что впервые о важности четкого формулирования целей упоминается в 1958 году в книге Питера Друкера «Управление по целям».

В 60-х годах специалисты в области организационной психологии Эдвин Локк и Гарри Латхэм смогли подкрепить эту идею доказательной базой. Они изучили результаты более 1000 исследований по всему миру и обнаружили: когда при формулировании цели четко обозначен желаемый итог, то результаты лучше, чем когда цель абстрактна и размыта.

И уже в 1981 году эксперт по стратегическому планированию Джордж Т. Доран выпустил статью «Умный способ постановки целей и задач для менеджеров», в которой подробно описал методику SMART.

Критерии целей по SMART

SMART – это не только слово, которое переводится с английского как «умный». Это аббревиатура, состоящая из начальных букв пяти слов. Каждое из них – критерий, которым должна обладать правильно поставленная цель: specific (конкретная), measurable (измеримая), attainable (достижимая), relevant (актуальная) и time-bound (ограниченная во времени).
Критерии SMART
1. Конкретная (specific)

Согласно методике SMART, цель должна быть четко сформулирована и понятна всем, кто будет участвовать в ее достижении.

Если вы поставите задачу «улучшить обслуживание клиентов», то сотрудникам будет неясно, какие именно действия необходимо предпринять. Такая задача требует уточнения, например: «уменьшить время реагирования службы поддержки на обращения».

Чтобы конкретизировать цель, ответьте на следующие вопросы:

  • Какие именно результаты вы хотите получить?
  • Какие действия нужно предпринять для этого?
  • Кто будет участвовать в достижении цели?
2. Измеримая (measurable)

Второй критерий SMART-цели – возможность измерить ее результат в количественных показателях, что позволит отслеживать прогресс и определить, удалось ли достичь желаемого.

Для этого следует ответить на вопросы:

  • Какой показатель поможет определить, что цель достигнута?
  • Какое значение должно быть у этого показателя?

Если брать пример с повышением качества обслуживания, то измеримая цель будет выглядеть так: «сократить время реагирования службы поддержки на обращения клиентов на 30%». После этого вы сможете отслеживать, сколько времени проходит с момента обращения клиента до первого ответа сотрудника, сравнивать этот показатель с более ранним, и оценивать, достигнута ли цель.
3. Достижимая (achievable)

Цель должна быть реалистичной: укладываться в указанные сроки и опираться на объективные показатели. Важно понимать, что ее действительно можно достичь.

Оценить достижимость цели помогут ответы на такие вопросы:

  • Есть ли у меня ресурсы (например, финансовые), которые позволят добиться желаемого?
  • Что может помочь в достижении цели?
  • Что может помешать?

Так, если вы хотите сократить время реакции на заявки клиентов, то следует оценить, возможно ли это с вашим текущим количеством сотрудников в отделе поддержки, с уровнем доступности нужных материалов: скриптов, руководств по продуктам и т. д., а также с теми инструментами, которые менеджеры используют для работы.

Если цель окажется нереалистичной, то она просто будет демотивировать всех, кто задействован в ее достижении. И к желаемым результатам вы, конечно же, не придете.

Однако не стоит ставить и слишком простую цель. Эдвин Локк и Гарри Латхэм, которых мы упоминали ранее, также доказали, что сложные задачи заставляют нас прикладывать больше усилий, быть более упорными и находить наиболее эффективные стратегии.
4. Актуальная (relevant)

Цель должна быть значимой, обоснованной и связанной с долгосрочными планами компании. То есть всем должно быть понятно, для чего это нужно. Например, необходимо сократить время ответа на обращения, потому что это положительно скажется на лояльности клиентов и в итоге увеличит прибыль.

Определить, действительно ли цель актуальна, помогут ответы на вопросы:

  • Зачем ее достигать?
  • Выгодна ли она для компании?
  • Соответствует ли она потребностям компании?
  • Укладывается ли она в сегодняшние социально-экономические условия?
5. Ограниченная по времени (time-bound)

Цель должна иметь четкий срок выполнения, иначе она может растянуться на месяцы и даже годы.

Чтобы определиться с дедлайном, ответьте на вопросы:

  • Какое количество времени нужно для достижения цели?
  • Каких результатов нужно добиться на промежуточных этапах: через один, три, шесть, двенадцать месяцев?
Желательно составить план, где будет прописано, какой результат и через какой промежуток времени вы ожидаете. Так будет проще отслеживать дедлайны и видеть, насколько успешно вы продвигаетесь к цели.

Например, в случае со службой поддержки можно запланировать через месяц внедрить в компании инструмент автоматизации работы с заявками и обучить всех сотрудников, и еще через месяц – сократить время реакции на обращения клиентов.
Примеры постановки целей по SMART

Алгоритм: как использовать методологию SMART на практике

Основываясь на SMART-критериях, можно выстроить следующий алгоритм постановки целей.

Шаг 1. Проведите исследование

Разберитесь, что нужно улучшить в компании. Изучите качество продуктов, уровень обслуживания, а также рынок и конкурентов.

Шаг 2. Сформулируйте цель

В результате исследования вы можете обнаружить несколько проблемных мест или точек роста. В этом случае важно помнить: один результат – одна SMART-цель.

Шаг 3. Оцените актуальность цели

Определите, что изменится в компании в лучшую сторону, когда цель будет достигнута. Также убедитесь, что она не противоречит приоритетам организации.

Например, в случае расширения компания может поставить себе цель увеличить количество клиентов, так как есть ресурс и это положительно скажется на прибыли. Однако, если такую цель поставит компания, у которой отдел продаж и без того еле справляется с потоком клиентов, то это ни к чему хорошему не приведет.

Шаг 4. Определите количественные показатели

Это могут быть: число покупателей, охват аудитории, выручка, коэффициент конверсии, упоминания компании и любые другие метрики, которые позволят оценить, как было и как стало.

Шаг 5. Определите дедлайн

Установите срок, до которого цель должна быть достигнута, а также сроки промежуточных этапов.

Шаг 6. Проверьте, соответствует ли цель критерию достижимости

Определите свои ограничения по ресурсам: трудовым, временным, информационным, финансовым. Если окажется, что их недостаточно, то либо измените дедлайн и показатели, которых хотите достичь, либо решите, откуда возьмете дополнительные ресурсы.

Как реализовать SMART-подход в Битрикс24

Для постановки целей можно использовать разные инструменты: таблицы, приложения для планирования, даже соцсети. Но удобнее всего ставить и отслеживать цели, используя многофункциональные платформы, такие, как Битрикс24, где можно общаться с коллегами, клиентами, вести документооборот и многое другое. В этом случае сотрудникам не придется переключаться между разными окнами, так как все будет в одной системе.

Давайте поэтапно рассмотрим, как в Битрикс24 можно использовать SMART-подход для постановки целей.

В интерфейсе системы есть инструмент «Задачи и Проекты». Он позволяет создать главную задачу, в которой можно прописать основную цель. Также к ней можно добавить подзадачи, чтобы обозначить и отслеживать все промежуточные этапы.
Задачи и проекты в Битрикс24
При создании новой задачи, первое, что нужно сделать, согласно методологии SMART, – четко ее сформулировать, то есть сделать конкретной. Для этого укажите название задачи, детально ее опишите, добавьте чек-лист и в нем зафиксируйте все шаги, которые нужно выполнить. Также назначьте одного или нескольких исполнителей.
Создание задачи в Битрикс24
Чтобы задача соответствовала критерию измеримости, дополните описание конкретными показателями, на которые будете ориентироваться.

Далее оцените, соответствует ли ваша задача критериям достижимости и актуальности. Спросите себя, возможно ли ее выполнить в указанные сроки в соответствии с количеством исполнителей и их нагрузкой, а также будет ли эта задача работать на глобальную стратегию компании.

И, наконец, чтобы задача соответствовала критерию ограниченности по времени, укажите крайний срок, к которому она должна быть выполнена. Чтобы лучше контролировать сроки, в Маркете Битрикс24 можно установить приложение «Менеджер-бот Мартин». Когда дедлайн будет близок, бот напомнит исполнителям, что пришло время завершать работу над задачей.
Создание задачи в Битрикс24: указание крайнего срока, назначение ответственных, добавление чек-листа

Заключение

Методика SMART – эффективный инструмент, который активно используют во всех сферах бизнеса, несмотря на то, что ему уже не первый год. Ставя конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени цели, вы сможете обеспечить четкое направление для команды, мотивировать ее, измерять производительность и эффективно распределять ресурсы.

Также стоит помнить, что лучше всего достигаются те цели, которые понятны для команды и приятны ей. Поэтому рекомендуем всегда вовлекать сотрудников в процесс их постановки и объяснять, почему достижение той или иной цели важно для компании.

Хотите заказать аудит Битрикс24?

Оставьте свою заявку